В каком возрасте пора начинать
осваивать иностранный язык? Рассуждать на эту тему
можно бесконечно долго, особенно если родителям не
хочется «грузиться» лишней проблемой. На самом
деле ответ прост: лучше раньше, чем никогда.
До пяти лет дети обладают
лингвистической гениальностью. Они способны
запоминать 20-30 новых слов в день. Простая
арифметика дает впечатляющий результат – 7-10
тысяч слов в год. Да мы и в родном русском столько
не используем, а что говорить об иностранном.
Способности к языкам, безусловно, либо есть, либо
нет. Например, в среднем девочки лингвистически
развиваются быстрее, чем мальчики. Они раньше
начинают говорить и словарный запас у них больше.
Однако ни к чему преувеличивать значение
способностей, если речь идет всего лишь об
освоении языка как средства общения. Годам к
десяти каждый из нас, не напрягаясь, читал
Пушкина. На его месте мог оказаться Байрон, если
бы в этом была нужда.
Для малыша выучить язык не
проблема. Это у родителей проблема, как сделать
так, чтобы он этого захотел. Другими словами –
создать мотивацию. Первое, что приходит на ум и
постепенно вырастает в неосуществленные фантазии,
это отвести ребенка в необычное место, откуда ему
не захочется уходить. В голове тут же вырастают
астрономические цифры, которые приводят к выводу:
нам изучать иностранный язык еще рано. На самом
деле не все так сложно.
Вот какую схему освоения
иностранного языка с раннего возраста предлагает
заведующая кафедрой иностранных языков НИРО Белла
Павловна ГРИБКОВА.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Идеальный вариант для любого
возраста – погружение в языковую среду, поэтому,
если родители знают язык и готовы дома на нем
общаться, отдавать ребенка вообще никуда не надо.
Ведь изучение языка начинается не с умения
связывать свои мысли, а на эмоциональном уровне.
Как учили языкам гувернеры?
Нянька-француз мог объясняться только
по-французски, немец-учитель – только по-немецки.
Они не обучали языку своих воспитанников. Они жили
с ними: читали, гуляли, болтали. Вы вполне можете
делать то же самое.
Сейчас многие родители сами
изучают иностранный язык, почему бы не заниматься
этим вместе с детьми. Вам полезно, а для ребенка
лучшей мотивации не придумаешь. Не балуем мы своих
детей вниманием, поэтому для них посидеть на
диване с мамой и папой, читающими книжку, это уже
большая радость (считай, мотивация, книжка-то на
английском). Чтобы заинтересовать иностранным
языком, а потом поддержать этот интерес, важно
заниматься любым делом. Нравится ребенку петь, –
пойте, любит рисовать – рисуйте, но с
комментариями на иностранном языке, не может
оторваться от компьютера – загружайте не войнушку,
а обучающую программу. Мультики можно смотреть
недублированные. А уж если очень хочется все же
учиться, купите аудиокурс «Английский для
трехлеток» или видеокурс «Английский для малышей»
(может он в школу любит играть). На все про все
затраты минимальные.
ШАГ ВТОРОЙ
Лет в пять. Если возникла
необходимость в детском саде, лучше выбрать
языковой. В Нижнем детских садов, где бы целый
день звучала английская речь, нет. А вот
иностранный как дополнительное занятие уже найти
несложно. Здесь, как в начальной школе, главное,
чтобы повезло с воспитателем. Моя девятилетняя
племянница с удовольствием вспоминает, как утро
начиналось в их детском саду с Good morning, а
потом они разыгрывали сценки в магазине, а на
прогулке воспитательница обязательно вставляла
несколько слов на английском. Своими
воспоминаниями она делится на чисто русском языке,
наверное, думает, что ее I have an apple, я просто
не пойму. Но это не важно. Главное, что она
поняла, что существуют разные языки, и что люди,
которые свободно переходят с одного языка на
другой, не фокусники.
«Английский» детский сад – это
удобно, но если такого рядом с домом не
наблюдается, его вполне может заменить кружок или
школа дошкольника («Родничок», «Светлячок,
«Паучок» – любая). Не имеет смысла искать
блестящего учителя-лингвиста. Часто человек без
идеального произношения, но чувствующий детей,
добивается гораздо большего, чем суперпрофи. Важно
развить в детях коммуникативные навыки: болтать,
улыбаться, писать письма друзьям, устраивать
праздники. Здесь критерий для определения уровня
преподавателя один – ребенку должно быть
интересно. Есть смысл сначала заплатить за часть
занятий, побывать на одном уроке, понаблюдать за
настроением ребенка. Не пугайтесь Марииивановны,
не похожей на английскую леди, если с ней вашему
ребенку хорошо. Такие занятия стоят, как правило,
недорого. Время тратить большие деньги еще не
пришло.
ШАГ ТРЕТИЙ
Не всем же учиться в
лингвистических гимназиях и спецшколах, а вот
иностранный язык во взрослой жизни, как
оказывается, нужен всем. Вывод один – в любой
школе родителям по силам организовать свой кружок
(факультатив) иностранного языка. Разумеется, за
эти занятия придется дополнительно платить, но
зато сколько преимуществ: учителя можно выбрать
любого, он будет подстраиваться к школьному
расписанию, а не вы к нему, дети не будут тратить
время на дорогу и т.д.
Начинать такие занятия уместно со
второго полугодия первого класса, когда ребенок
привыкнет к школе, к новому режиму жизни. Сразу
возникает мысль: в школе и без того дети
перегружены, устают, - куда им дополнительные
нагрузки. Да, устают друг от друга, от
многолюдства, от взаимных напряжений, неизбежных в
любом коллективе. Но к процессу познания это не
имеет отношения. Познание для ребенка настолько
естественное занятие, что он практически не устает
от него. При одном условии: если ему интересно. Не
бойтесь нагрузок в начальной школе. В пятом
классе, когда в обычной школе начинают изучать
иностранный, даже самые способные дети осваивают
новое на порядок тяжелее.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Только в старших классах, если
перед ребенком стоит задача отшлифовать язык,
углубить знания, сдать международный экзамен и
прочее, родителям есть смысл тратиться на
серьезную языковую школу. К этому времени ребенок
уже самостоятельный и может один передвигаться по
городу, он не боится говорить и более или менее
ясно представляет, зачем ему нужны дорогие
занятия. Другими словами, у него есть не просто
мотивация, а цель, которую он должен достичь.
Это в идеале, а в жизни большая
часть занятий в языковой школе (соответственно и
родительских денег) уходит на устранение ошибок в
обучении языку от трех до ... лет.
ШАГ В СТОРОНУ (уместный в любом
возрасте)
Если позволяют средства, не
отказывайте ребенку в удовольствии самому познать
мир. Возьмите его с собой в Италию или хотя бы в
Чехию, отправьте к бабушке на Украину, к
родственникам в Армению или Латвию. Пусть он
увидит, что такое другая страна и другой язык.
|