ГУВЕРНАНТКА.РУ - работа гувернанткой
гувернантка гувернантка
 Главная
Spacer 1px width
 История  гувернерства
Spacer 1px width
 История женского  образования России
Spacer 1px width
 Школа  гувернантки
Spacer 1px width
 Ищем  гувернантку
Spacer 1px width
 Доска  объявлений
Spacer 1px width
 Партнеры
Spacer 1px width

Есл Вы ищите гувернантку - мы рекомендуем Вам кадровые агентства

Домашний персонал
Агентство
"MsPoppins"

Домашний персонал
(495) 637-21-76

Няня и гувернантка для ребенка
Агентство
"Добрый Ангел"

Няня и гувернантка для ребенка
(495) 504-74-17

Няня и гувернантка для ребенка
Агентство
"Комфорт"

Профессиональные гувернантки
(495) 744-5905

Няня и гувернантка для ребенка
Агентство
"Домашний круг"

Няня и гувернантка для ребенка
(495) 954-85-78


Няня и гувернантка для ребенка
Агентство
"Няня"

Московские няни
(495) 775-95-27


няни воспитатели Агентство
"Столица"

Няни - воспитатели
(495) 688-98-51




   Добро пожаловать в виртуальную школу гувернанток!

Из истории российского гувернёрства

Автор: Елена БАКОНИНА, методист Центра детского творчества «Созвездие» Западного округа Москвы

В последние годы в системе российского образования появилась давно забытая фигура домашнего воспитателя. Семьи с разным достатком, стремясь обеспечить индивидуальный подход к развитию своих детей, приглашают для них гувернёров. При этом родители рассчитывают на то, что гувернёр станет ребёнку умным наставником и другом, сделает его детство содержательным и интересным, будет нести всю меру ответственности за жизнь и здоровье своего воспитанника. Профессиональная подготовка специалистов по домашнему индивидуальному воспитанию детей является малоизученной областью отечественной психологии и педагогики. Поэтому некоторые факты из истории гувернёрства в России представляют несомненный интерес и для самих домашних воспитателей, и для родителей.

По крупицам приходится собирать материалы по гувернёрству в дореволюционной России. А материалы эти очень интересны. Удалось установить, что в 1862 году в Санкт-Петербурге выходил журнал «Гувернантка». Вышло всего 6 номеров, но, к сожалению, ни одного из них нет в фондах московских библиотек. В более поздние годы XIX века в различных журналах появились статьи по вопросам подготовки гувернанток и гувернёров. Например, в 1890 году журнал «Вестник воспитателя» поместил статью «Каких боннъ мы получаем из Парижа?», в которой давались советы о том, на что следует обращать внимание при приёме на работу домашних воспитателей. Д.И. Писарев в статье «Промахи незрелой мысли» критиковал работу гувернанток и приводил примеры неудачного опыта. В художественной литературе мы находим образы домашних воспитателей, кото- рых с большой симпатией изображали Л.Н. Толстой . «Детство», А.П. Чехов . «На чужбине», А.Н. Толстой . «Детство Никиты», И. Аксаков . «Детские годы Багрова- внука». Есть и такие произведения, где гувернёры выведены как отрицательные персонажи. Например, у Фонвизина в «Недоросле», у Пушкина в «Капитанской дочке». Но это литература. А вот примеры превосходных домашних воспитателей из реальной жизни. Среди гувернёров дореволюционной России было немало прекрасно подготовленных педагогов, отличавшихся высокой нравственностью, большой эрудицией. Одним из них был домашний педагог А.С. Пушкина граф Монфор - живописец и музыкант. Часто упоминается имя Карла Ивановича Мая - гувернёра Андрея Дашкова (младшего сына министра юстиции России Д.В. Дашкова, литератора и любителя старины). Впоследствии К.И. Май стал основателем Петербургской частной школы, которая была известна не только в России, но и в Европе. Как же была организована работа гувернёров в дореволюционной России? В конце XVIII века был издан Указ, предписывающий гувернёрам и учителям-иностранцам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 года аттестаты выдавали также гимназии). «Безаттестатным» грозила высылка из страны, а их хозяевам - штраф в 100 рублей. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академий, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения.

В XIX веке изменилось отношение к гувернёрам. Детям стремились дать домашнее воспитание, а потому состоятельные родители искали не просто человека, обладавшего кое-какими знаниями, а опытного педагога. Поначалу среди домашних наставников преобладали французы и немцы. С середины XIX века этой профессией всё более овладевают русские. Поскольку режиму Николая I трудно было подчинить контролю всех домашних воспитателей, учителей, наставников, они были объявлены служащими Министерства народного просвещения. В 1834 году вышло Положение о домашних наставниках и учителях, которые отныне должны были быть непременно христианами и российскими подданными. Обязательными стали «Удостоверение о нравственных качествах», выдававшееся учебным заведением, где наставник или гувернёр получил образование, а также отзыв с места его жительства. При этом звание наставника считалось более высоким, чем гувернёр. Гувернёры могли пройти дополнительные испытания и получить звание наставника. Домашние наставники отныне подчинялись губернским директорам училищ, которым и должны были предъявлять свои свидетельства. Наставнику предписывалось: по завершении очередного учебного года предъявлять свои свидетельства, а также одобрительные отзывы от родителей. Звание наставника приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии, учитывалась выслуга лет, что давало право на повышение оплаты труда. С 1853 года наставники и гувернёры стали получать пенсии, хотя и довольно мизерные. В одном из кабинетов, организованном при Министерстве народного просвещения и ведавшем учителями, наставниками и гувернёрами, был заведён «капитал призрения для дряхлых и больных». Точно ли выполнялось Положение 1834 года? Трудно сказать. Но вряд ли хозяева гувернёров допускали (и в столицах, и в уездах) активное вмешательство чиновников в свои семейные дела. Тем более что численность гувернёров в России к тому времени значительно возросла, так как практически все дворянские дети, хотя бы в раннем возрасте, воспитывались гувернёрами. Девочки же, как правило, находились на попечении наставниц почти до замужества. На практике, несмотря на существовавшее законодательство, трудно было себе представить более беззащитное существо, чем гувернантка. Особенно, если она была иностранкой. Рассказы о горестной судьбе юных гувернанток занимают большое место в мемуарной и особенно художественной литературе. Вспомним хотя бы рассказ А.П. Чехова «Переполох» с описанием того, как гувернантку напрасно заподозрили в краже брошки, что её безмерно оскорбило. «Гувернёры и гувернантки прекрасно понимают, что на них смотрят как на нечто стоящее ненамного выше прислуги и что положение их в той или иной семье далеко не прочное, а потому и они к делу воспитания относятся в большинстве случаев спустя рукава, мечтая только о том, чтобы накопить как можно больше денег», - писал в 1899 году А.А. фон Риттер. Для бедных образованных девушек работа домашней наставницы была единственным средством честно заработать на жизнь. Они к этому и готовились. Гувернантками становились, как правило, в ранней молодости и оставались в этом качестве до глубокой старости. В 1870 году было основано Московское общество воспитательниц и учительниц. При нём имелась рекомендательная контора, был приют для ищущих места, дешёвые квартиры, библиотека, педагогический музей, педагогические курсы и образовательная школа при них, дом призрения для престарелых, пенсионная касса. Аналогичные учреждения открылись и в Петербурге. К сожалению, помощь эта охватила лишь небольшую часть гувернёров, живших в столицах. В провинции не было и такого. Часто гувернантки относились к своим воспитанникам теплее и лучше, чем их родители, в чём проявлялась потребность одиноких женщин в любви и заботе о детях.

Чему же и как учили лучшие гувернёры и гувернантки, наставники и наставницы вверенных им воспитанников? Прежде всего они стремились отгородить своих питомцев от внешнего мира. Эта тенденция была характерна для педагогов XVIII - XIX веков. Она выражалась как в преобладании закрытых учебных заведений, так и в попытках гувернёров создать (не всегда удачно) идеальную атмосферу для воспитания в семьях, чтобы ничто не мешало реализовать некую педагогическую методу. Несмотря на очевидные недостатки, идея частичной изоляции детей от общества представляется достаточно разумной. Ведь ребёнок, попадая в мир взрослых, в мир непонятных ему фактов и разговоров, либо начинает обезьянничать, пытаясь стать маленьким взрослым и тем самым утрачивая свою личность, либо составляет себе совершенно ложное представление о мире взрослых. Вводить детей в этот мир взрослых следует постепенно и очень осторожно. Главное, чему стремились научить своих питомцев лучшие гувернёры, - это умение трудиться. Они старались сделать так, чтобы их воспитанники «не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки», чтобы из ребёнка не получился «больфан» вроде главного героя «Недоросля». Гувернёры почти всегда много внимания уделяли физическому развитию своих питомцев. Но не столько для того, чтобы укрепить их здоровье, сколько приучить терпеливо переносить трудности. Домашний воспитатель сегодня - это особый образ жизни, при котором человеку во многом приходится перестраивать свою жизнь, подчиняя её стилю и режиму другой семьи, перейти на иное социальное положение. В чём же основное отличие воспитания домашнего от общественного? Главное - это возможность постоянного личного общения педагога с ребёнком. А основная заповедь гувернёра звучит так: «Сначала любить, потом воспитывать». Эта заповедь обрела реальное содержание и прекрасно оправдала себя в современном домашнем воспитании. Задача нынешних домашних воспитателей - взять всё лучшее из опыта прошлых лет и использовать в своей работе, но уже на новом уровне.

О воспитании Все недостатки воспитателя, нравственные и умственные, легко могут перейти и к воспитаннику, приученному соображать свои действия не с нравственным законом, не с убеждением разума, а только с безусловной волей воспитателя. Таким образом, отсутствие самостоятельности в суждениях и взглядах, вечное не- довольство в глубине души, вялость и нерешительность в действиях, недостаток силы воли, чтобы противиться посторонним влияниям, вообще обезличение, а вледствие это- го легкомыслие и подлость, недостаток твёрдого и ясного сознания своего долга и не- возможность установленных порядков . вот дары, которыми безусловное повиновение при воспитании наделяет человека, отпуская его на жизненную борьбу!.. Н.А. Добролюбов О воспитании

Еще о истории гувернерства в России
Гувернерство в России: история и современность

Сервер Гувернантка.ру работает с 11.01.2005г.

Поддержка сайта: governess@list.ru